Приоритетной целью государственной образовательной политики является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из центральных направлений развития системы общего образования выступает формирование образовательных условий для повышения функциональной грамотности обучающихся.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, способы деятельности для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Создание условий для развития функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, утвержденными в 2021 году.
Оценка функциональной грамотности проводятся в рамках международного сравнительного исследования PISA по трем видам грамотностей: читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотности и креативное мышление.
Национальным центром проведения исследований по модели PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». На сайте института можно ознакомиться с материалами исследования PISA.
Обучающиеся и их родители могут познакомиться с заданиями, которые используются для исследования по модели PISA с помощью открытого Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.
Для использования Банка заданий в образовательном процессе для учителей создан специальный Интернет-ресурс.
В Красноярском крае оператором проведения исследований по модели PISA, а также организатором проведения краевых диагностических работ по читательской, естественнонаучной, математической грамотностям, является КГКСУ «Центр оценки качества образования». С материалами исследований можно ознакомиться на сайте ЦОКО.
Методическую поддержку образовательных организаций в вопросах создания необходимых кадровых условий для формирования функциональной грамотности обучающихся оказывает Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ИПК). В помощь специалистов в области управления и педагогов образовательных организаций, включенных в процессы формирования функциональной грамотности обучающихся, размещен информационный ресурс на сайте ИПК.
В муниципалитете разработан План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2024/25 учебный год.
Чек-лист самодиагностики к формированию функциональной грамотности обучающихся